Как собрать с миру по нитке - краудфандинг

Как собрать с миру по нитке - краудфандинг 

Официальный год рождения краудфандинга – 2006-й. А его «отец» — Джефф Хауи. Однако «народное финансирование» явление более старое. Вспомним, например, статую Свободы в Нью-Йорке, денег на ее возведение катастрофические не хватало, поэтому в Америке и Франции проводились различные лотереи и увеселительные мероприятия для сбора средств.
На Западе «народное финансирование» находит куда больше откликов, чем, например, в странах СНГ. Люди активно интересуются разработками программного обеспечения, различных гаджетов, финансирует выпуски музыкальных альбомов, издание книг, культурные и даже политические проекты, оказывают помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий. Популярнейший в Соединенных Штатах сервис краудфандинга Kickstarter (facebook.com/Kickstarter) каждый месяц собирает для проектов огромные суммы, а среди наибольших рекордов была цифра в десять миллионов долларов.

Как работает краудфандинг

Представим себе вполне обычную ситуацию: у тебя есть идея осуществления какого-либо проекта (музыкального, социального, культурного, научного, образовательного, какого угодно), а вот денег нет. Тогда и начинается «взывание к народу». А именно – на специальных Интернет-платформах размещаются все подробности о проекте, включая нужную сумму и на что она будет потрачена. Таким способом финансирование получает масса проектов, от организации крупных национальных фестивалей до установки сигаретных урн в городе. Интересная «фишка» для «пожертвователей»: за финансовую помощь авторы проектов предлагают различные бонусы — от «спасибо» в социальных сетях до эксклюзивных образцов продукции.
Большинство сервисов краудфандинга работает по принципу «все или ничего». У проекта, как правило, есть несколько месяцев на сбор средств, если за это время нужная сумма не набрана, то автор остается ни с чем, а пожертвования возвращаются «инвесторам». RocketHub (facebook.com/RocketHub) предназначен для креативных проектов, но его отличительная особенность в том, что здесь не работает принцип обязательного набора всей суммы, сервис выплачивает авторам идей в случае недобора даже ту сумму, что была собрана.
краудфандинг, социальный проект, неформат
На самом деле таких сервисов, в любом случае выплачивающих деньги, не так уж и мало, но комиссия, взимаемая за пользование сервисом, в этом случае в 2-3 раза больше, чем была бы в случае успешного сбора средств.

Как сделать свой проект успешным

Успех проекта на краудфандинговом сервисе зависит не только от того, насколько сам проект интересен или важен. Есть несколько вещей, которые обязательно нужно учитывать, заполняя заявку.
первое – это указывать реалистичную сумму, которую нужно собрать. Конечно, не стоит приуменьшать свои потребности в ущерб качеству воплощения идеи, но и если сумма покажется «дарителю» недостижимой или нереалистичной для этого проекта, то он подумает дважды, прежде чем перечислять средства.
правильный посыл или резюме. Описание проекта может быть сколько угодно подробным, но общий смысл нужно уметь донести в нескольких предложениях. Причем таких, после которых хочется бежать в банк, чтобы перечислить деньги. Дополнительные материалы, вроде фото или видео, на котором автор сам рассказывает о своем проекте, также очень сильно влияют на успех кампании.
самореклама. Учитывая, что сбор средств ограничен во времени, на привлечении внимания к проекту нужно сконцентрировать как можно больше усилий. Рассказать о нем друзьям, создать сообщества в социальных сетях, постоянно делиться обновлениями и интересными материалами о проекте.

Как работает «народное финансирование» в Украине

Первая и самая крупная платформа – это Big Idea (Велика Ідея - facebook.com/biggggidea) или Спільнокошт, которая начала свою работу в сентябре 2012 года. Наиболее крупными проектами стали «Громадське радіо» и «Зігрій та нагодуй Майдан». Максимальный срок сбора средств на Спільнокошті – 100 дней.
По словам координатора проектов Виты Базан, далеко не все заявки от авторов проектов попадают на сайт. Многие идеи еще недостаточно оформлены и не готовы к презентации или же нуждаются в несколько ином направлении развития, бывает так, что проекту Спільнокошт просто не подходит. Среди основних критериев определения «соответствия» — этичность, экологичность, эстетичность и эмпатия. Также Вита не может не отметить различия между краудфандингом в Украине и за рубежом, с тем же сервисом Kickstarter, например. Сейчас Kickstarter все больше уходит в бизнес и превращается в «магазин тестовых моделей» из-за большой доли игровых, айтишных, дизайнерских проектов. На Big Idea проекты чаще всего связаны с культурой, искусством, общественной жизнью.
Среди молодежных проектов на Big Idea большинство связаны с музыкой, кино, прочими видами искусства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий